Дубицкая, Л. В.
    Содержание понятия «вещество» в курсе естествознания профильной школы [] = The content of the concept "substance" in the course of natural science of profile school / Л. В. Дубицкая // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. - 2015. - № 3. - С. 137-142. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 2074-1596
Рубрики: Образование--Преподавание
Кл.слова (ненормированные):
методики преподавания -- преподавание естествознания -- естественнонаучное образование -- системный анализ -- вещество -- атомы -- молекулы -- материя -- понятийный аппарат -- терминология -- methods of teaching -- the teaching of natural sciences -- humanitarian profiles -- system analysis -- substance -- atoms -- molecules -- matter -- the conceptual framework -- terminology
Аннотация: Преподавание курса «Естествознание» в старшей школе может стать оптимальным решением задачи естественнонаучного образования для учащихся, выбравших профили гуманитарной направленности. Современное естествознание рассматривает новые подходы к пониманию природы как единого целого. В его содержание из области физики входят понятие вещества, поля, квантовая природа света (и энергии), направленность изменений в макросистемах, которая подчиняется второму началу термодинамики, нестационарность и эволюция Вселенной. Понятие «вещество» ‒ одно из основных понятий естественных наук, каждая из которых изучает определенную сторону этого понятия, и это изучение идет по определенному пути, единому для всего естествознания. Уровневая структура системы понятий о веществе отражает единство всеобщего, особенного и единичного. В статье предлагается последовательность формирования фундаментальных понятий в обучении (логика познания) в обобщенном и сжатом виде, которая повторяет их историческое становление и развитие (история познания). Предлагаемый автором подход сможет обеспечить преемственность курса «Естествознание» средней школы и вузовским курсом, где на протяжении многих лет изучается интегрированный курс «Концепции современного естествознания».
Teaching of the course "Natural science" in high school may be the optimal solution of the problem of science education for students who have chosen humanitarian profiles. Modern science is considering new approaches to the understanding of nature as a whole. The concept of “substance”, “field”, quantum nature of light (and energy), directivity of changes in macro-systems, non stationary and evolution of the Universe are in the content of the science (from physics). The concept of "substance" is one of the basic concepts of the natural science, each one examines a particular aspect of this concept , and this study is a certain path, unified for all science. The level structure of a system of concepts about the substance reflects the unity of the universal, special and individual . The sequence of the fundamental concepts formation in teaching (logic of knowledge) in a generic and concise repeats their historical formation and development (history of knowledge). The proposed approach can provide continuity of the course"Natural science" of high school with the university integrated course “Concepts of modern natural science”.

Перейти к внешнему ресурсу: полный текст

Доп.точки доступа:
Dubitskaya, L. V.




    Сордонова, Е. В.
    Разработка и характеристика органических производных йода и цинка [] = Development and characterization of organic iodine and zinc derivatives / Е. В. Сордонова, С. Д. Жамсаранова, Д. В. Лыгденов // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. - 2018. - № 2. - С. 73-79. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 2413-1997
Рубрики: Биология--Биохимия
Кл.слова (ненормированные):
йод -- цинк -- соевые гидролизаты -- иммобилизация -- эссенциальные микроэлементы -- дефицит микроэлементов в организме -- ВСГУТУ -- iodine -- zinc -- soy hydrolyzates -- immobilization -- essential trace elements -- micronutrient deficiency in the body -- ESSUTM
Аннотация: В условиях природного дефицита эссенциальных микроэлементов (йод, цинк), а также заболеваний, вызванных недостатком йода и цинка, разработка эффективных способов профилактики и лечения является чрезвычайно актуальной. В работе предпринята попытка иммобилизации цинка и йода и создания органических форм микроэлементов. В качестве органического носителя был использован гидролизат соевого белка. Разработаны условия ферментативного гидролиза соевого белка. В качестве фермента был использован пепсин. Теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены условия иммобилизации цинка и йода. 1 мг полученного комплекса содержал 0,08 мкг йода и 1,74 мг цинка. Изучены способы химического связывания микроэлементов с функциональными группами носителей. Исследованы наличие химических связей, устойчивость полученных комплексов. Установлено образование ковалентной связи с цинком и ионной связи с йодом. Суммарная энергия комплексной молекулы является достаточно малой величиной (- 6535,689 kcal/mol), среднеквадратичный градиент незначительно отличается от нуля (0,06 kcal/Å×моль), что свидетельствует о сбалансированности энергетических свойств системы и об эффективной минимизации энергии. Величина дипольного момента (3,508 Дебая) характеризует равномерность распределения электронной плотности. Полученные характеристики подтверждают достоверность предложенной гипотетической модели. Разработка новых способов иммобилизации и получения органических форм микроэлементов с заранее заданной концентрацией дефицитных микроэлементов является приоритетной задачей для профилактики заболеваний, связанных с недостатком микроэлементов в различных регионах Российской Федерации.
The development of effective preventive measures and treatment in conditions of natural deficit of essential microelements (iodine, zinc) is extremely relevant. An attempt of immobilization of zinc and iodine, and the creation of organic forms of microelements is made in the article. Soy protein hydrolyzate was used as an organic carrier. The conditions of enzymatic hydrolysis of soy protein are developed in the paper. Pepsin was used as an enzyme. The conditions for the immobilization of zinc and iodine have been theoretically substantiated and experimentally confirmed. 1 mg of the obtained complex contained 0.08 μg of iodine and 1.74 mg of zinc. The methods of chemical binding of microelements with functional groups of carriers have been studied. The presence of chemical bonds and the stability of the obtained complexes are investigated. The formation of a covalent bond with zinc and an ionic bond with iodine has been established. The total energy of the complex molecule is a rather small value (- 6535.689 kcal / mol), the rms gradient is slightly different from zero (0.06 kcal / Å × mol), which indicates the balance of the energy properties of the system and the effective minimization of energy. The magnitude of the dipole moment (3.508 Debye) characterizes the uniformity of the electron density distribution. The obtained characteristics confirm reliability of the proposed hypothetical model.The development of new methods of immobilization and production of organic forms of microelements with a predetermined concentration of deficient trace elements is a priority task for the prevention of diseases associated with the lack of trace elements in various regions of the Russian Federation.

Перейти к внешнему ресурсу: полный текст

Доп.точки доступа:
Сактоев, Владимир Евгеньевич \гл. ред.\; Saktoyev, V. E.; Жамсаранова, С. Д.; Zhamsaranova, S. D.; Лыгденов, Д. В.; Lygdenov, D. V.; Sordonova, E. V.