Егодуров, Г. С.
    Исследование напряженного состояния вращающегося диска переменной толщины [] = The research of the intense condition of a rotating disk of variable thickness / Г. С. Егодуров, А. Б. Балданов // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. - 2015. - № 6. - С. 26-32. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 2413-1997
Рубрики: Машиностроение--Детали машин
Кл.слова (ненормированные):
детали машин -- центробежные силы -- валы -- вращающиеся диски -- переменная толщина -- Mathcad -- Фортран -- дифференциальные уравнения -- матрицы -- векторы -- напряжение -- ВСГУТУ -- details of machines -- centrifugal forces -- shafts -- rotating disks -- variable thickness -- Mathcad -- Fortran -- differential equations -- matrix -- vectors -- pressure -- ESSUTM
Аннотация: Предлагается задача расчета напряженного состояния неравномерно (или равномерно) вращающихся дисков переменной толщины с учетом изменения температуры вдоль радиуса диска при помощи САПР Mathcad и Фортран. Для расчета дисков переменной толщины использовались численные методы прямого интегрирования систем дифференциальных уравнений равновесия и совместности деформаций первого порядка. В созданной программе проведены расчеты определения напряжений в диске переменной толщины при вращении и неравномерном нагреве. Разработанная программа расчетов позволяет при любых значениях исходных данных проводить исследования напряженного состояния вращающихся дисков переменной толщины, проверить прочность диска при рабочем числе оборотов, увидеть, как программы выполняют расчет в естественной последовательности и представляют в наглядном виде результаты счета.
The article discusses the problem of calculation of the intense condition of uniformly (or evenly) rotating discs of variable thickness in view of variation of temperature along radius of a disk by means of CAES Mathcad and the Fortran. The methods of direct numerical integration of systems of differential equations are used to calculate the disks of variable thickness. In the created program calculations of determination of tension in a disk of variable thickness at rotation and uneven heating are carried out. The developed program allows carrying out the study of stress state of rotating disks. It also allows checking the strength of the disc at the operating speed, to see which programs perform calculations in a natural sequence, and the visualization of the account results.

Перейти к внешнему ресурсу: полный текст

Доп.точки доступа:
Балданов, А. Б.; Baldanov, A. B.; Egodurov, G. S.




    Курбанов, А. З.
    Исследование влияния геометрических параметров комбинированного инструмента на величину крутящего момента при резьбонарезании [] = The influence of a combined instrument’s geometrical parameters at a torque size at threading / А. З. Курбанов, Л. М. Алиомаров, М. А. Магомедова // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. - 2016. - № 5. - С. 38-42. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 2413-1997
Рубрики: Машиностроение--Обработка металлов--Детали машин
Кл.слова (ненормированные):
обработка металлов -- детали машин -- влияние геометрических параметров -- комбинированные инструменты -- крутящий момент -- зенкер-метчик -- резьба -- processing of metals -- machine parts -- the influence of geometrical parameters -- combined instruments -- torque -- countersink-tap -- threading
Аннотация: В статье изложены трудности, связанные с обработкой сталей и сплавов с особыми физико-механическими свойствами, в том числе нарезанием качественных внутренних резьб малых диаметров в деталях судовых машин, механизмов и арматуры. Перед конструкторами стоит задача разработать оптимальный инструмент, предназначенный для нарезания резьбовых отверстий. Предлагаемый комбинированный инструмент зенкер-метчик для обеспечения высокого качества обработки резьбовых отверстий соответствует современным требованиям. С целью оптимизации метчиковой части комбинированного инструмента зенкер-метчик и упорядочения его геометрических параметров были проведены лабораторные исследования, позволившие оптимизировать влияние их на крутящий момент. Это позволило найти пути их уменьшения, стабилизирующий процесс резьбонарезания и повышения стойкости метчиковой части комбинированного инструмента зенкер-метчик.
The article describes the difficulties associated with the processing of steels and alloys with special physical and mechanical properties, including the cutting of high-quality internal threads of small diameters in the details of ship machines and fittings. This has set a task to develop the best tool for cutting of threaded holes. The proposed combined countersink-tap tool, which ensures high quality of threaded holesprocessing, corresponds to modern requirements.The authors have made laboratory studies in order to optimize the combined instrument and order its geometrical parameters. It allows optimizing and stabilizing the effect of torque, and enhancing the stability of threading.

Перейти к внешнему ресурсу: полный текст

Доп.точки доступа:
Сактоев, Владимир Евгеньевич \гл. ред.\; Saktoyev, V. E.; Алиомаров, Л. М.; Aliomarov, L. M.; Магомедова, М. А.; Magomedova, M. A.; Kurbanov, A. Z.




    Злобин, В. Г.
    Влияние геомодификаторов трения на равновесное состояние трибосистем [] = The influence of friction geomodifiers on the tribosystems balance / В. Г. Злобин, Ю. В. Волков ; гл. ред. В. Е. Сактоев ; Вост.-Сиб. гос. ун-т технологий и управления // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. - 2017. - № 4. - С. 47-52. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 2413-1997
Рубрики: Машиностроение--Детали машин--Упрочнение металлов
Кл.слова (ненормированные):
детали машин -- упрочнение металлов -- трибосистемы -- равновесное состояние -- геомодификаторы -- трение -- изнашивание -- профили поверхности -- details of machines -- hardening of metals -- tribosystems -- equilibrium state -- geomodifiers -- friction -- wear rate -- surface profiles
Аннотация: В статье рассмотрена проблема продления ресурса машин и механизмов путем воздействия геомодификаторами трения на трибосистемы, функционирование которых обычно происходит в условиях граничной смазки поверхностей сопряжения, контактирующих между собой. Толщина слоя смазки значительно меньше величины шероховатости поверхностей. Износ поверхностей обусловлен физико-химическими взаимодействиями, происходящими на пятнах фактического контакта поверхностей. Представлена общая концепция причинно-следственной связи воздействия геомодификаторов трения на сопряженные поверхности, являющаяся результатом многочисленных исследований процессов трения. Механизм действия геомодификаторов трения основан на предварительной чистке трущихся поверхностей, дальнейшем распаде минералов модификатора и взаимодействии распавшихся элементов минералов с металлом подложки и присутствующими в технологической среде веществами в результате воздействия высоких температур в пятне контакта. Открытой для обсуждения остается причина указанного процесса воздействия геомодификаторов трения на поверхность сопряженных деталей. В качестве примера приводится одно из последних исследований, актуальное для отечественного грузового автомобилестроения.
The article considers the problem of prolonging the life of machines and mechanisms by the influence of friction geomodifiers on tribosystems, which function in the conditions of boundary lubrication of mating surfaces contacting each other. The thickness of the lubricant layer is significantly less than the value of the surfaces roughness. The wear of surfaces is caused by physicochemical interactions occurring on the spots of their actual contact. The general concept of causality of the impact of friction geomodificators on mating surfaces is presented in the article. The action mechanism of friction geomodifiers is based on preliminary cleaning of rubbing surfaces, further decomposition of the modifier’s minerals, and interaction of the decomposed elements with the substrate metal and substances, presented in the technological environment as a result of high-temperature exposure in the contact spot. The cause of the friction geomodifiers exposure to the surface of mating parts remains open for discussion. As an example, one of the latest studies relevant to the domestic truck industry is given in the paper.

Перейти к внешнему ресурсу: полный текст

Доп.точки доступа:
Сактоев, Владимир Евгеньевич \гл. ред.\; Saktoyev, V. E.; Волков, Ю. В.; Volkov, Yu. V.; Zlobin, V. G.




    Балданов, К. П.
    К расчету параметров холодного газодинамического напыления деталей машин с использованием установки ДИМЕТ-405 [] = To the calculation of the parameters of the cold gas-dynamic spraying of machine parts using the installation DIMET-405 / К. П. Балданов, М. К. Бураев, П. Г. Рязанов // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления = ESSUTM Bulletin. - 2019. - № 1. - С. 69-73. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 2413-1997
Рубрики: Машиностроение--Детали машин
Кл.слова (ненормированные):
детали машин -- ремонт -- восстановление -- технологии -- железоуглеродистые порошки -- газодинамическое напыление -- machine parts -- repair -- restoration -- technology -- iron-carbon powders -- gas-dynamic spraying
Аннотация: В статье рассмотрена возможность применения порошков на основе железа для холодного газодинамического напыления на существующем оборудовании (установка ДИМЕТ-405) с теоретическим расчетом. Применение порошков на основе железа позволит существенно расширить перечень деталей, которые можно восстановить с помощью холодного газодинамического напыления. В настоящее время для холодного газодинамического напыления применяются, главным образом, порошки на основе цветных металлов, что не позволяет восстанавливать стальные детали, подверженные механическим и в большей степени тепловым нагрузкам [3, 4]. Это связано, в первую очередь, с различными коэффициентами теплового расширения напыляемого материала и материала подложки. Для решения данной задачи предлагается использовать порошки на основе железа, значение коэффициента теплового расширения которых максимально приближено к соответствующему коэффициенту материала подложки, т.е. стали, поскольку подавляющее большинство деталей сельскохозяйственного машиностроения изготовлено из стали.
The article considers the possibility of using iron-based powders for cold gas-dynamic spraying on existing equipment (DIMET-405 unit) with theoretical calculation. The use of iron-based powders will significantly expand the list of parts that can be restored with the help of cold gas-dynamic spraying. At present, powders based on non-ferrous metals are mainly used for cold gas-dynamic spraying, which does not allow to restore steel parts subjected to mechanical and to a greater extent to thermal loads [3, 4]. This is primarily due to the different coefficients of thermal expansion of the sprayed material and substrate material. To solve this problem, it is proposed to use iron-based powders, the value of the coefficient of thermal expansion of which is as close as possible to the corresponding coefficient of the substrate material, i.e. steel, since the vast majority of agricultural machinery parts are made of steel.

Перейти к внешнему ресурсу: полный текст

Доп.точки доступа:
Сактоев, Владимир Евгеньевич \гл. ред.\; Saktoyev, V. E.; Бураев, М. К.; Buraev, M. K.; Рязанов, П. Г.; Ryazanov, P. G.; Baldanov, K. P.




    Корнопольцев, В. Н.
    О термодинамике трения политетрафторэтилена и его композиций [] = On thermodynamics of polytetrafluoroethylene friction and iis compositions / В. Н. Корнопольцев, О. Ж. Аюрова, Д. М. Могнонов // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления = ESSUTM Bulletin. - 2023. - № 2. - С. 114-118. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 2413-1997
ГРНТИ

Рубрики: Машиностроение--Детали машин--Трение
Кл.слова (ненормированные):
детали машин -- термодинамика -- энтропия -- сублимация -- диссипация энергии -- износостойкость -- machine parts -- thermodynamics -- entropy -- sublimation -- energy dissipation -- wear resistance -- Корнопольцев, В. Н. -- Kornopoltsev, V. N. -- Аюрова, О. Ж. -- Ayurova, O. Zh. -- Могнонов, Д. М. -- Mognonov, D. M. -- ВСГУТУ -- ESSUTM
Аннотация: Рассмотрена возможность применения термодинамического подхода к трибосистеме, включающей политетрафторэтилен и его композиции, в частности с использованием концепции энтропии. Обсуждается одна из характеристик процесса трения  образование диссипативной структуры (третьего тела) при трении, приводящей к снижению производства энтропии, следовательно, интенсивности изнашивания. Сделана попытка обоснования уменьшения производства энтропии при трении металлофторопластовой пары на примере триботехнических испытаний металлофторопластового вкладыша по стальному контртелу, исследования продуктов износа и режимов трения. Изменяя внешние факторы, такие как нагрузка и скорость, можно увеличить вероятность образования диссипативных структур, тем самым снизив скорость изнашивания. Дальнейшие исследования формирования диссипативных структур во время трения могут привести к разработке материалов, обладающих существенно улучшенной износостойкостью.
The article considers possibility of applying a thermodynamic approach to a tribosystem including polytetrafluoroethylene and its compositions, in particular, using the concept of entropy.It discusses one of the friction process characteristics  formation of dissipative structure under friction, leading to a decrease in the production of entropy, hence, the wear rate. The paper presents an argument for entropy production measurement under friction of a metal-fluoroplastic pair on the example of tribotechnic tests of a metal fluoroplastic liner on a steel counterbody. The study of wear and friction products was carried out. By changing external factors, such as load and speed, it is possible to increase the probability of formation of dissipative structures, thereby reducing the wear rate. Further research into the formation of dissipative structures under friction can result in development of materials with significantly improved wear resistance.

Перейти к внешнему ресурсу: полный текст/full text

Доп.точки доступа:
Шалбуев, Д. В. \гл. ред.\; Shalbuev, D. V.; Аюрова, О. Ж.; Ayurova, O. Zh.; Могнонов, Д. М.; Mognonov, D. M.; Kornopoltsev, V. N.